Нормативно-правовая база
для УК и ТСЖ по обслуживанию
лифтов в МКД
Есть вопросы?
Оставьте заявку и наш менеджер свяжется с вами
В чем состоит техническое обслуживание лифтов в многоквартирном доме?
Периодическое (ежегодное) техосвидетельствование лифта проводится не реже одного раза в год в период всего срока эксплуатации объекта.
Методики и последовательность этапов процедуры указаны в ГОСТ Р 70368.2-2022. Так, в обследование входят проверки: функционирования объекта, работы устройств защиты и безопасности, изоляции электроцепей и оборудования, заземления, сцепления тяговых элементов со шкивом и т.д.
Для оформления результата процедуры оформляется акт периодического технического освидетельствования. Если обнаружены какие-либо дефекты, неисправности, несоответствия, их обязательно указывают в акте с отметкой о сроках устранения. Также в документ вносят рекомендации, например «приостановить эксплуатацию лифта до устранения нарушений».
Если лифт сломался, но в кабине никого нет, на рассмотрение вашей жалобы у УК есть 24 часа.
В УК обращаются не только, если лифт просто не едет. Его неправильная работа может стать причиной травмоопасных ситуаций, поэтому при возникновении любых проблем их нужно довести до сведения УК.
Требуют внимания следующие «симптомы»:
-кнопки западают или не срабатывают;
-лифт двигается рывками;
-странные звуки, вибрация появляются во время движения;
-в кабине мигает или гаснет свет;
-двери открываются или закрываются не до конца;
-лифт останавливается выше или ниже порога (отклонение больше 3,5 см);
-не работает связь с диспетчером.
Текущий ремонт включает плановые работы для своевременного выявления и исправления проблем, которые появляются в рамках текущей эксплуатации лифтов. Он не приводит к долгому простою оборудования, сохраняя комфорт жителей дома.
При модернизации специалисты проводят усовершенствование как всего подъемного оборудования, так и отдельных его узлов. Работы по модернизации лифтов регулирует ГОСТ Р 55965-2014 «Лифты. Общие требования к модернизации находящихся в эксплуатации лифтов» и постановления Правительства РФ.
Капитальный ремонт предполагает замену изношенных элементов оборудования. Объем необходимых работ определяет экспертиза, которая оценивает текущее состояние лифта, уровень изношенности и повреждения его деталей и узлов.
Аварийно-техническое обслуживание лифтов проводится аварийной службой специализированной организации. Аварийно-техническое обслуживание предусматривает проведение работ по: безопасной эвакуации пассажиров из кабин остановившихся лифтов; устранению неисправностей лифта; оборудования системы диспетчерского контроля (при наличии).
Специализированная организация обеспечивает:
круглосуточное функционирование аварийной службы в рабочие, выходные и праздничные дни;
прием, регистрацию и передачу заявок на исполнение электромеханикам аварийной службы, контроль их исполнения;
организацию работ в экстремальных условиях (непредвиденное отключение электроэнергии в зданиях, пожар, затопление и т.п.);
организацию контроля за соблюдением электромеханиками по лифтам и электромонтерами диспетчерского оборудования и телеавтоматики аварийной службы, требований охраны труда и производственной дисциплины.
Аварийная служба должна быть укомплектована необходимым количеством квалифицированного персонала, необходимого для выполнения работ, с учетом количества, типов, модификаций лифтов, а также оснащена необходимым автотранспортом, инструментом, приспособлениями и механизмами.
Про ответственность управляющих компаний, ТСЖ, кооперативов за содержание лифтового оборудования
1. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общедомового имущества.
2. Жилищного кодекса РФ
3. КоАП РФ «Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений» – для ТСЖ, кооператива;
4. КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований»
Основные нормативные требования по ремонту, обслуживанию и строительству лифтов
Подробнее
Подробнее
Ответы на наиболее частые вопросы, возникающие у председателей ТСЖ в сфере обслуживания лифтов МКД
Кто отвечает за исправность лифтов?
Управляющая организация обязана настроить систему диспетчерского контроля и связи с кабиной лифта, обеспечить проведение осмотров, техобслуживание, ремонт, аварийное обслуживание, в том числе после замены оборудования (п. 22 Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290). Также управляющая организация не реже одного раза в год обязана приглашать аккредитованную организацию для технического освидетельствования лифтов (п. 1.2 Приложения 3 к ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»). многоквартирного дома сама по себе никак не влияет на размер оплаты за лифт.
Кто контролирует исправность лифтов?
С 1 марта 2023 г. Ростехнадзора получил полномочие на контроль за состоянием и эксплуатацией лифтов.
Ростехнадзор проверяет организацию безопасного использования и содержания лифтов, соответствие лифтов и документов на них обязательным требованиям. Так, ведомство вправе провести выездную или документарную проверку. Срок проверки не может превышать 10 рабочих дней.
При документарных проверках инспекторы Ростехнадзора могут получить письменные объяснения, истребовать документы, провести экспертизу. В ходе выездных проверок могут провести осмотры, инструментальные обследования и испытания. Если обнаружат нарушение – выдадут предписание, которое организация обязана будет исполнить.
Что делать, если лифт не работает?
Необходимо обратиться в диспетчерскую службу и сообщить о поломке лифта. Неисправности должны устранить в регламентного времени для данного типа неисправности.
Срок исчисляется с момента их обнаружения или поступления заявки жильцов (Приложение 2 Постановления Госстроя от 27 сентября 2003 г. № 170).
Что делать, если человек застрял в лифте
В соответствии с постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» сроки устранения неисправностей лифта составляют одни сутки с момента их обнаружения или подачи заявки жильцами.
Если же ломается лифт с человеком внутри, устранение неполадок должно начинаться безотлагательно. Для этого находящийся в кабине пассажир должен нажать кнопку вызова диспетчера и сообщить о произошедшем. Далее информация передается механику, осуществляющему непосредственное обслуживание и ремонт лифта.
Согласно ГОСТ Р 55963-2014 сигнал неисправности и вызова диспетчера не должен быть потерян при отключении основного источника питания или выходе его из строя.
Кроме этого, в соответствии с п. 3.6.3.1 «Положения о порядке организации эксплуатации лифтов в РФ», утвержденного приказом Госстроя РФ № 158 от 30.06.1999 г., время по освобождению пассажиров из остановившейся между этажами кабины, а также пуск остановившегося лифта не должны превышать 30 минут.
Кто и за чей счет извлекает вещи и мелкие предметы, упавшие в шахту лифта?
Если вы уронили в шахту лифта какую-либо вещь, вам стоит обратиться в управляющую компанию и оставить заявку. Указать вещь, описать ее, указать свои данные, номер телефона, какой именно лифт и по какому адресу. Как только освободится ближайший специалист, он не за медлительно прибудет по адресу и достанет вам вещь.
Как бороться с вандализмом в лифтах
Для борьбы с вандализмом в лифтах необходимо принять ряд мер. Во-первых, установить видеонаблюдение в лифте, чтобы записывать происходящее и разобраться в случае инцидента. Также следует установить яркие и понятные плакаты о том, что вандализм наказуем. Проводите регулярные проверки состояния лифта и немедленно устраняйте повреждения. Обучите жителей дома правилам поведения в лифте и об ответственности за свои действия. Следите за тем, чтобы лифт был закрыт и доступ к нему имели только жильцы дома.
Консультация специалиста
Ответим на все интересующие вас вопросы по эксплуатации лифтов и поможем рассчитать оптимальную стоимость обслуживания